Главная Обратная связь Карта сайта
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


Главная  /  Новости

13.11.11 Доклад протоиерея Владимира Сорокина на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора

ТЕЗИСЫ

Доклада проф. прот. Владимира Сорокина

Тема: «Протоиерей Николай Чуков (Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий) – настоятель Казанского собора (14 декабря 1920 г - 28 марта 1924 г.»

1. Митрополит Григорий (Чуков) (1871-1955) – личность уникальная. Он – представитель двух эпох, двух столетий (XIXго и XXго). Он долго жил (85 лет), много трудился, страдал, оставил много своих воспоминаний. Его опыт – жить в согласии со своей верой – весьма поучителен, а его церковно-просветительская деятельность сегодня весьма востребована.

Время, в которое жил приснопамятный Владыка, было переломным как в истории нашей страны, так и в истории Русской Православной Церкви. Характерные особенности эпохи, или, лучше сказать, вехи истории духов­ного образования этого времени, в значительной степени отразились в церковно-просветительской деятельности митрополита Григория.

Со дня его рождения в 1870 году до 1917 года в истории России была одна эпоха - царская Россия - Синодальный период. С 1917 года по день кончины Владыки Григория в 1955 году был советский период – в церковной истории это был Патриарший период. 46 лет Митрополит Григорий жил и служил во время Синодального периода, 38 лет трудился владыка в Патриаршем периоде.

2 . 14 декабря 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора протоиерей Николай Чуков был назначен его настоятелем.

С началом кампании по изъятию церковных ценностей 19 марта 1922 г. прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом организовать сбор пожертвований и личных драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора. 21 марта был вызван для допроса в ГПУ, но отпущен с предупреждением не препятствовать работе комиссии по изъятию.

В середине мая при поддержке Академии Художеств и Академии Наук безуспешно пытался предотвратить разрушение соборных иконостасов, представлявших историческую и художественную ценность.

В дневниках протоиерея Николая за этот период имеются следующие записи:

2/15 мая 1922 г. Понедельник

Идут тяжелые дни, снимается иконостас собора, несмотря на распоряжение из Москвы о приостановке. И не найти права!

Очевидна мысль: поскорее снять иконостас и поставить центр пред совершившимся фактом, и – конец! Так это случилось уже с ракой: в пятницу разобрали, а в субботу пришла телеграмма.

Все хочется надеяться, что в самый последний момент правда откроется, и иконостас будет спасен. Но... да будет воля Божья!

5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра

Вчера, в третьем часу, снова явились, на этот раз со слесарями, и занялись снятием риз местных икон обоих приделов и царских врат там же. Разрушение иконостаса продолжалось. Весь орнамент, представляющий действительно тонкую, художественную работу, отрывается, мнется, потому что свозиться будет не в Эрмитаж (куда царские врата назначены), а в Горфинотдел. Вечером работали матросы. Отрывание и сдирание производились штыками и шашками. Бронзовые звездочки на арке так отрубали, что они летели чрез весь правый алтарь к Голгофе... Не было аппарата увековечить этот вандализм и отношение «русских» людей к своему художественно-историческому памятнику.

Не понимаю этого акта иначе, как определенное гонение на Церковь: почему непременно необходимо брать всё мало-мальски художественное непременно в Эрмитаж, если есть полная возможность поставить эти вещи на учет и периодически устраивать выставки, на которые и брать их...

6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня

Слава Богу! Наконец, вчера к 5 часам вечера закончили «изъятие», сложили всё в нашу кладовую и ушли. Картина неприятная. ..С главного иконостаса снято всё: остались местами медные посеребренные листы, дерево в отверстиях от винтов и гаек, местами испорченное штыками, проломанное, местами выворочены доски, которые потом, по окончании работ, были восстановлены. Разбиты в правом боку два зеркальных стекла, разбита мраморная стенка у лестницы, ведущей к чудотворному образу...

Пострадали боковые царские врата, особенно северного придела: иконы мы сняли, остались доски, весьма неприглядно высматривающие, так что я завесил их уже завесой.

…Да, Церковь накануне серьезных тяжелых переживаний, а мы - испытаний, может быть, исповедничества... (Примечание 1928г.: «Как тяжело читать обо всем этом! Особенно когда думаешь о том, что будет в следующей тетради»).»(Александрова-Чукова Лидия Константиновна. «Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Воспоминания, дневник, документы, речи и статьи.)

30 мая 1922 г. протоиерей Николай Чуков был арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из основных обвиняемых по делу «петроградских церковников». 10 июня начался судебный процесс, на котором о. Николай и митр. Вениамин сидели рядом на скамье подсудимых. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово; так же как и другие обвиняемые, прот. Н. Чуков виновным себя не признал, подчеркнув, что, «если нужно, я встречу смерть спокойно» («Дело» митр. Вениамина. С. 82).

5 июля 1922 г. Петроградским губ. революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 другими обвиняемыми протоиерей Николай Чуков был приговорен к расстрелу.

13 июля Политбюро ЦК РКП(б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина), проф. Новицкого и И. М. Ковшарова . 3 августа постановлением Президиума ВЦИК прот. Н. Чукову расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в Петроградской тюрьме.

24 ноября 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным. 30. 11. 1923 г. он был освобожден.

До сих пор еще не произошло глубокого осмысления событий того времени и, в частности, процесса об изъятии церковных ценностей.

Один из приговоренных к расстрелу по делу Митрополита Вениамина сщмч. протоиерей Михаил Чельцов пишет в своих воспоминаниях:

«Тяжело было не от того, что скоро могу умереть. Нет, я мыслил, что мне уже 52 года, что жизнь моя, можно сказать, уже прожита, что какое громадное количество людей умирает, не доживши до этих лет. Тяжело было, что я умру ни за что ни про что. За веру и за Церковь? И тогда и теперь я отвечаю на это почти отрицательно. Конечно, нашим процессом надеялись унизить веру, подорвать авторитет духовенства, разорить Церковь. Но в моих отношениях к изъятию церковных ценностей этого стояния за веру было очень мало, было больше борьбы за золото и серебро церковное, за имущественное достояние и права Церкви. А стоит ли за это умирать? Тяжело за это умирать”.»

Далее пишет так: “Смерть-жертва? Но для кого она нужна, кого она побудит к подражанию, да и чему в нашем деле подражать? Смерть мученика? Но за что? За ценности вещественные? Не велика цена такой смерти”. (Протоиерей Михаил Чельцов. Воспоминания «смертника» о пережитом»)

Из материалов следственного дела 1930 г. священномученика митрополита Казанского Кирилла (Смирнова).

«… роль правительственного законодательства, создающего эту церковную скорбь, я осмысливаю для себя как обнаружение вовсе не человеческих каких-либо соображений и умышлений, а осуществление над русским церковным обществом суда Божия, карающего нас за наши исторически выявленные церковные падения и призывающего к покаянию. Отсюда самые скорби церковные являются обычно генетически связанными с нашими церковными падениями» /12:350/.

(Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930)/Публ. Н. Кривошеевой и А. Мазырина//Богословский сборник. 2001, № 8. М.: ПСТБИ – с.326-351.)

К анализу эпохи начинают обращаются сейчас многие историки. Мне близка и понятна позиция преподавателя Свято-Тихоновского института Николая Владимировича Сомина. Его статья называется «По грехом нашим»; я считаю, что это не наказание, а испытание на прочность.

Митрополит Григорий говорил:

«Будем верить, братья, что Господь попустил это тяжелое испытание на нашу Родину не без цели, — чтобы в крайнем бедствии она сознала все горе произвола и безначалия, все зло себялюбия и разнузданности и, сознавши, нашла тот путь права и правды, который один лишь может уберечь страну и народ от потрясений и гибели». (Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице, сказанное 8 октября 1917 г. в семинарской церкви в Петрозаводске и 26/13 октября 1919 года в Университетской церкви в Петрограде прот. Н. Чуковым. Александрова-Чукова Лидия Константиновна. «Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Воспоминания, дневник, документы, речи и статьи. 1917-1923 гг.» Часть 2.)

Главный вопрос состоит в том, почему мы и сейчас «наступаем на те же грабли»?

3. В мирное время при царском строе (1871-1917), во время революции (1917-1922), в годы сталинских пятилеток, в военное время (1941-1945), в 50-60х годах XXго века Митрополит Григорий стремился всеми доступными ему средствами поддерживать просветительскую миссию Церкви Христовой.

Владыка Григорий был одним из активнейших деятелей духовного об­разования дореволюционного периода; он был мудрым устроителем бого­словского просвещения в 1919—1928 годах; он был главным исполнителем планов Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия и Алексия по возрождению духовных школ в послевоенное время; он — первый предсе­датель Учебного комитета Московского Патриархата с 1946 по 1955 годы. Он создал систему духовного образования в Русской Православной Церкви, которая существовала до недавнего времени. Теперь она полностью разрушена, демонтирована и заменена другой.



Все новости
Обсуждение сообщений: 0


13.12.17
13 декабря в Князь-Владимирском соборе поздравили с Днем Ангела ключаря собора протоиерея Андрей Жука
13.12.17
В Князь-Владимирском соборе состоялось заседание Попечительского Совета национальной организации Витязей
13.12.17
В Князь-Владимирском соборе проходят уроки по Основам Православной культуры для учащихся 4-х классов Петроградского района
11.12.17
Отчет Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии на Епархиальном собрании 12 декабря 2017 года
11.12.17
Клирик Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Федоров принял участие в межфакультетском коллоквиуме в университете Мальты, посвященном 80-летию со дня расстрела протоиерея Павла Флоренского
09.12.17
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 11 — 17 декабря
07.12.17
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин возглавил молебен перед началом Дней Эрмитажа
07.12.17
Прихожанки Князь-Владимирского собора - сестры Свято-Троицкой общины сестер милосердия во главе с клириком собора протоиереем Виктором Ивановым приняли участие в IV Санкт-Петербургском Форуме "Милосердие"
07.12.17
В Доме ученых открылась выставка прихожанина Князь-Владимирского собора художника Антона Щаблыкина «Антропографика»
06.12.17
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви


    Адрес: Россия, 198197, Санкт-Петербург,
      ул.Блохина, д.26.Тел: (812) 233-68-56
webmaster:
© 2007 Сайт создан в А25
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Санкт-Петербургский церковный вестник 'Вода Живая' Домовый храм преподобного Макария Египетского Горного университета'
AMCMS
Работает на: Amiro CMS