РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Христианская символика. Часть 2

Просветительская экспозиция «Христианская символика» у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора. Часть 2.

Овца

Овечки в Рождественском вертепе

Овца символизирует кротость и послушание учеников Христовых.

Св. Иоанн Богослов говорит:

«входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 2 – 4, 11)

По словам свт. Николая Сербского «Овцы обозначают верных последователей Христа, а волки — неверующих и язычников. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин.10:27). «Я посылаю вас, как овец, среди волков» (Мф.10:16).» (свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).

В раннехристианских изображениях овцы иногда символизируют Апостолов.

В мозаиках базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе (7 в., Равенна) 12 Апостолов символически изображены в виде овец.

Вол

Вол в Рождественском вертепе

Вол ─ символ мучеников. Ветхозаветные жертвоприношения служили прообразом будущей Искупительной жертвы Господа Иисуса Христа и Его учеников. «…сыны Израилевы по Закону приносили жертвы и всесожжения. Жертвы же эти и всесожжения были прообразованиями душ, желающих спастись и принести себя (в жертву) Богу.» (Авва Дорофей. Поучение 21. Толкование некоторых изречения святого Григория о святых мучениках).

Вол является символом Евангелиста Луки. Софроний, патриарх Иерусалимский, считает тельца символом священнического служения Господа Иисуса Христа.

В пророчестве о Царстве Небесном св. Исаия говорит: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.» (Ис., 11, 6, 9).

Верблюд

Верблюд в вертепе

Верблюд в Вертепе — напоминание о пророчестве Исаии:

«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.» (Ис., 60, 6).

Пророчество говорит о будущем Боговоплощении, золото и ладан – дары волхвов.

В Библейской энциклопедии сказано о верблюде:

«Верблюд бывает обыкновенно от 6 до 7 ф. (около сажени) в высоту, очень понятлив и терпелив… Он неприхотлив в пище и питье; первой для него служит трава, листья или иглы колючего кустарника, который он щиплет мимоходом на своем ходу по пустыне, а без питья он может оставаться от 4, 14 и более дней, что зависит от особенного устройства его желудка. Потому-то жители Востока и называют верблюда сухопутным кораблем, или кораблем пустыни.»

Осел

Ослик в вертепе

Осел упоминается в ветхозаветных мессианских пророчествах: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.» (Зах., 9, 9) .

 Вход Господень в Иерусалим. Монастырь св. вмц. Екатерины на Синае. 11 в.

 Вход Господень в Иерусалим верхом на ослике символизирует мирный характер вступления Мессии-Царя в Его город (Мф 21. 5), контрастирующий с обычными для торжественного входа царей и полководцев боевыми скакунами, слонами и колесницами.

 Кондак Входа Господня в Иерусалим

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

На небе восседая на престоле, на земле шествуя на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицающих Тебе: «Благословен идущий призвать к Себе Адама!»

Волхвы

Многие отцы и учители Церкви понимают приход волхвов как символ призвания язычников ко спасению. По словам св. Иоанна Златоуста «Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих.» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3).

По преданию имена волхвов Каспар, Мельхиор и Вальтазар. Волхвов изображают как представителей трёх различных возрастов (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар — мавр, Африка; Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия).

Дары волхвов (золото, ладан, смирна) символизируют царское, Божественное и человеческое служения Господа Иисуса Христа.

Мощи волхвов в настоящее время находятся в Кёльнском кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы и ап. Петра.

Дары волхвов в 1453г. из Константинополя были перевезены на Афон. В настоящее время эта святыня хранится в ризнице монастыря св. Павла.

Звезда

Место Рождества Христова. Базилика Рождества Христова. Вифлеем.

Звезда – один из символов Рождества Христова. В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.» (Мф 2, 1 – 2). В Откровении звезда – символ Господа Иисуса Христа: Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. (Откр., 22, 16)

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Икона Богоматери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиконечной звезды. В середине звезды изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем.

 В православном богослужении используется звездица, которая ставится на дискосе над св. Агнцем и символизирует звезду, приведшую волхов к родившемуся Христу.

Введение звездицы в литургическое употребление приписывается святому Иоанну Златоусту.

 

 

 

 КРЕСТ

РАСПЯТИЕ ГОСПОДНЕ. Дионисий. Конец XV- начало XVI века. ГТГ, Москва

Крест – главный символ Христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором Он был распят для искупления грехов мира. Крест является всепобеждающим духовным оружием, основанием и средоточием всей церковной жизни.

«слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.» (1 Кор., 1, 18). По словам архимандрита Ианнуария (Ивлиева), «Здесь — нервный центр, сердцевина Евангелия, тот узел, который не разрешается человеческой логикой, никакими мыслительными усилиями философов и ученых. Здесь апостол Павел облекает в слова универсальную христианскую истину….»

Пересечение вертикальной и горизонтальной линий креста символизирует соединение Божественной и человеческой воли.

«Распятие Христово — это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить — жить вечной жизнью, жить с Богом.» митр. Антоний Сурожский

Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть символ нашего спасения, символ исповедания веры. Кресты устанавливают на куполах христианских храмов, священник носит крест поверх рясы или фелони, напрестольный крест используется за богослужением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кресты Князь-Владимирского собора изготовлены по проекту

архитектора Антонио Ринальди

 

 

Агнец

Агнец Божий (мозаика базилики Сан-Витале, Равенна)

Изображение агнца символизирует Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный ягненок (агнец), мясо которого евреи вкушали в праздник Пасхи). В мессианских пророчествах Исаии говорится: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис., 53, 7).

В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).

Агнец также является евхаристическим образом. В православном богослужении агнец — хлеб, приготовленный для освящения, или св. Хлеб, уже освященный на литургии. Именование Агнцем евхаристического хлеба характерно для восточной традиции, при этом подчеркивается сравнение его с ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем

С распространением христианства символическое изображение Иисуса Христа в виде агнца было запрещено Пято-шестым Трулльским собором (692 г.): «повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца…» (82-е правило Пято-шестого Трулльского собора).

Якорь

Рыбы и Якорь. Катакомбы Домитиллы. Рим, 4 в.

Якорь — знак надежды на Воскресение и символ спасения. Св. ап. Павел говорит в послании к Евреям: о надежде, «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.» (Евр., 6, 19 –20).

Соединение символов рыбы и якоря символически изображает надежду на Христа. Якорями украшали брачные кольца христиан, что означало спасение в сохранении верности супругов ради Христа. Полумесяц вместо нижней перекладины на крестах некоторых православных храмов – это якорь, символ твердости в вере.

Св. Иоанн Златоуст пишет: « святая Христова Церковь в мире то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий — Единородный Сын Его; благоприятный ветер — Дух Святой … Дно и основание этого корабля есть правая вера в Святую Троицу… Мачта — святой Крест Христов… паруса — любовь; якорь — надежда».

 

 

В 2010 году рядом с Князь-Владимирским собором установлена скульптурная группа «Вера, Надежда, Любовь»,  посвященная памяти всех пострадавших в годы гонений на веру, в том числе 87 человек, служивших в Князь-Владимирском соборе.

Фигура женщины с якорем в руках символизирует Надежду.

 

 

 

 

 

 

Корабль

Символическое изображение корабля встречается на ранних христианских памятниках.  На одной из римских надгробных плит изображен корабль, направляющийся к монограмме Христа, что символизирует жизнь как путь в Царство Небесное. Птица на мачте, повернутая в ту же сторону — символ обращенности души к Богу.

Корабль символизирует Церковь. Свт. Николай Сербский пишет: «Путники, вот и корабль! Когда был потоп, Ной спасался на надежном корабле. Потоп безумия и греха длится бесконечно. Поэтому и создал Человеколюбец корабль спасения… Будучи кораблем спасения, Церковь Божия везет не рабов, а свободных детей, детей Царских, в Царство Небесное бессмертное.» Свт. Николай Сербский. Верую. Вера образованных людей.

 

Согласно Постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля продолговато устроен, на восток обращен, от обеих стран к востоку притворы и сосудохранительницу да имать» (Пост. Апост., кн. 2, гл. 57). Князь-Владимирский собор построен в виде корабля.

 

 

  

 

 

 Корабль является символом Санкт-Петербургской Духовной Академии

 

 

 

 

Феникс

Феникс, сгорающий в пламени из «Абердинского бестиария». XII в.

Символом Воскресения является также феникс — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Тертуллиан пишет: Перед тобой полнейший и достовернейший образ этой надежды, существо одушевленное, подвластное и жизни и смерти. Я разумею птицу, обитающую на Востоке, замечательную своей редкостью и удивительную способностью к жизни: умирая по своей воле, она обновляется; умирая и возвращаясь в день своего рождения, феникс является там, где уже никого не было, вновь та, которой уже не было, иная и та же самая.(Тертуллиан. О воскресении плоти)

В иконографии Горнего Иерусалима иногда можно видеть изображение пальмы с птицей феникс – символом воскресения. Феникс мог символизировать мученика, который «словно злато в горниле» очищается и вступает в Царство Небесное.

Павлин

Павлины изображены в Изборнике Святослава. 1073 г.

Мозаики баптистерия. г. Стоби, Македония.

  По словам А. С. Уварова, «Все исследователи христианских древностей принимают павлина в христианской символике за символ Воскресения…христиане обратили особое внимание на сказание о нетленности павлиньего мяса.». (А. С. Уваров. Христианская символика). Св. ап. Павел говорит: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.» А. С. Уваров говорит также о том, что «постоянно символы указывают на соотношение таинства Причащения к Воскресению и к раю». Поэтому и изображение павлина, как символа Воскресения, связано с символами Евхаристии. «На плите, найденной в 1851 году в пещерах Претекстаты… представлен сосуд, на котором два павлина питаются хлебами. Тут представлен хлеб истинный, хлеб небесный». (А. С. Уваров. Христианская символика).


К списку новостей
Новости

18.04.2024

В Российской национальной библиотеке проходит VII научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах»

В ходе второго дня работы VII научной конференции «История отечественной культуры в архивных документах» состоялось заседание секции «Духовная культура»

прочитать новость

15.04.2024

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся вечер памяти новомучеников

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся музыкально-исторический вечер, посвященный новомученикам –ученикам святого Иоанна Кронштадтского

прочитать новость

13.04.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

прочитать новость

6.04.2024

Расписание богослужений на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

прочитать новость

2.04.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсудили возможность проведения семинара

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость