РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

ЛИКИ И ЛИЦА СИНОДИКА. 28 августа – 100-летия начала Поместного Собора 1917-1918 гг.

В 2017 году торжественно отмечается 100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. В связи с этим особое значение имеет день открытия Поместного Собора 1917 – 1918 годов, которое пришлось в 1917 году на 28 августа — праздник Успения Богородицы.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием по случаю 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг.

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В текущем году исполняется 100 лет с начала работы Поместного Собора 1917-1918 гг., ставшего важнейшей вехой в истории Русского Православия.

Несмотря на прошедший век, отделяющий нас от событий той эпохи, значение Поместного Собора 1917-1918 годов не до конца осмыслено и оценено церковным народом. Глубоко убежден в том, что его наследие нуждается в серьезном и вдумчивом исследовании, а многие из идей, высказанных тогда, были бы полезны и востребованы сегодня. В настоящее время предпринимаются немалые усилия по распространению знаний о деятельности Собора: в частности, осуществляется первое фундаментальное научное издание соборных документов, весьма важное для сохранения памяти об этом поистине великом событии рубежа веков.

Собор имел продолжительный период подготовки, в который проводился сбор сведений, запрашивались мнения по самым насущным вопросам церковной жизни у архипастырей, богословов, канонистов и историков. В печати ― как церковной, так и светской — велось обсуждение наиболее животрепещущих и вызывающих разномыслие тем. Было опубликовано множество статей, задававших тон и определявших вектор последующих дискуссий.

За несколько лет до Собора был создан специальный орган, именовавшийся Предсоборным присутствием, цель деятельности которого состояла в том, чтобы свести воедино необходимые данные, требующиеся для достойной организации обсуждения актуальных тем. Духовным наследником этого соборного по своей природе органа является действующее ныне Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви, в работе которого принимают активное участие не только архипастыри, но и клирики, а также миряне. Документы, подготовленные совместными усилиями членов Присутствия с привлечением к обсуждению широкой общественности, предлагаются для дальнейшего рассмотрения Священным Синодом или Архиерейским Собором, знаменуя тем самым очевидное торжество духа соборности в жизни современного Русского Православия.

Далеко не все решения, принятые век назад, были воплощены в жизнь. И на то были различные причины. Наиболее очевидными препятствиями стала разразившаяся вскоре после революционных событий Гражданская война и последовавшие затем беспрецедентные гонения на Церковь и верующих.

Мы совершаем свое служение в совершенно иных исторических условиях. Большинство наших сограждан по милости Божией не имеет за своими плечами опыта гонений за исповедание веры. Сегодня мы можем молитвенно осмыслить итоги соборных деяний, ответить на вопрос о том, почему вопреки множеству препятствий некоторые соборные постановления были осуществлены и нашли свое место в жизни Церкви, а другие напротив — оказались нежизнеспособны и не были усвоены церковным сознанием.

Многие участники Собора засвидетельствовали свою верность Евангелию мученической кончиной или исповедническим подвигом, являя нам, их потомкам, пример стойкости и мужества в испытаниях. Нам надлежит поступать по слову Писания, призывающего, взирая на кончину жизни, почитать тех, кто трудился на ниве Господней прежде нас, подражать их неизменному упованию на Христа (Евр. 13:7), дабы не поколебаться в обетовании Божием неверием, но пребыть твердыми в вере, воздав славу Богу (Рим. 4:20). Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 

В Синодике гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России, изданном Комиссией по канонизации Сагнкт-Петербургской епархии в 2017 году, числится 16 участников Поместного Собора 1917 – 1918 годов, пострадавших в годы лихолетья, 7 из них причислены к лику святых.

 

 

 

Святитель ТИХОН Патриарх Московский и всея России

БЕЛЛАВИН Василий Иванович, 19.01.1865, погост Клин Торопецкого у. Псковской губ. — 07.04.1925, Москва. Сын священника. В 1888 окончил СПб ДА; канд. богословия. 14.12.1891 принял монашеский постриг и 22.12 рукоположен во иеромонаха. 19.10.1897 хиротонисан в СПб. во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. С 1898 — епископ Алеутский и Аляскинский; в 1905 возведен в сан архиепископа. С 1907 архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1913 — Литовский и Виленский. 23.06.1917 избран на Московскую кафедру, с 14.08.1917 митрополит. Председатель Поместного Собора 1917—1918. Избран Патриархом Московским и всея России 05.11.1917, интронизован 21.11.1917. 10—16.06.1918 посетил Петроград. Подвергался домашним арестам в 11-12.1918 и, неоднократно, в 1920. 13.07.1919 на него было совершено покушение — женщина ранила его ножом (нападавшая признана невменяемой). Весной 1922 привлечен к суду по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей и с 05.1922 по 26.06.1923 находился в изоляции. Освобожден после публичного раскаяния в «проступках против государственного строя». 21.03.1924 так называемое «дело Патриарха Тихона» было производством прекращено. Погребен в Малом соборе Донского монастыря. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 1989 причислен к лику святых. 22.02.1992 обретены его св. мощи.

Дни памяти: Ф.9 (обретение мощей); Мр. 25 (преставление); С 26 (прославление) Н 25 (избрание на Патриарший престол); Новомуч.; Моск.свт.; Ростов.

Обвинительное заключение по делу граждан: Беллавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст. ст. Уголовного Кодекса. М., 1923; Рождественский А., протоиерей. Святейший Тихон Патриарх Московский и всея России (воспоминания). София, [1923]; Вострышев М. Божий избранник. М., 1990; Дело Патриарха Тихона / Отечественные архивы. 1993. № 6. С.46-71; Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000; Вострышев М.И. Патриарх Тихон. Изд. 4-е. М.: Молодая гвардия, 2009.

 

Священномученик АЛЕКСАНДР протоиерей

ХОТОВИЦКИЙ Александр Александрович (11 февраля 1871—1937). Окончил Волынскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. В июле 1895 определен псаломщиком Николаевской ц. Нью-Йорка, с 25 февраля 1896 священник, с 1896 настоятель. 10 августа 1901 протоиерей там же, с 1 сентября 1905 кафедральный протоиерей. 1896 —1914 редактор “Американского Православного Вестника”. 27 февраля 1914 уехал из США. С 1 августа 1914 настоятель Успенского собора Гельсинфорса. С августа 1917 в клире храма Христа Спасителя в Москве, ключарь. Участник Поместного Собора 1917—1918 гг. 1919 арестован в Москве, через 3 дня освобожден. Май 1920, ноябрь 1921 — кратковременные аресты по обвинению в нарушении Декрета об отделении Церкви от государства. 8 декабря 1921 арестован в Москве, 19 декабря освобожден 23 февраля 1922 — арестован по второму этапу Московского процесса об изъятии церковных ценностей. 13 декабря 1922 приговорен Московским Ревтрибуналом к 10 годам тюремного заключения с конфискацией имущества. Октябрь 1923 досрочно освобожден из тюрьмы. 9 сентября 1924 — арестован в Москве. Приговорен к 3 годам ссылки в Туруханский край. 1924 — 1927 — в ссылке на Ангаре, в 1927 освобожден, вернулся в Москву. Удостоен сана протопресвитера, один из ближайших помощников Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия. В 1930-е годы настоятель Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 арестован и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян. 2 декабря 1994 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен клику святых.

Дни памяти: Ав. 7; Новомуч.; Моск.

См.: Цыпин В. Протопресвитер Александр Хотовицкий // ЖМП. 1994. № 7/8. С. 98-104; Протоиерей Иоанн Кочуров, протопресвитер Александр Хотовицкий. Житие новомучеников. СПб. 1995. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005, с. 707.

 

Священномученик ВЕНИАМИН митрополит Петроградский

КАЗАНСКИЙ Василий Павлович, 17.04.1873, Нименский погост Каргопольского у. Олонецкой губ. — 13.08.1922, Пгр. Сын священника. В 1897 окончил СПб ДА; канд. богословия. 14.10.1895 пострижен в монашество, 16.05.1896 рукоположен во иеромонаха; с 18.02.1902 в сане архимандрита. С 06.10.1899 до 02.04.1902 был инспектором, а с 12.10.1905 — ректором СПб ДС. 24.01.1910 хиротонисан в СПб. во епископа Гдовского, викария СПб. епархии. Товарищ председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости. 24.05.1917 избран епископом Петроградским и Ладожским, 25.05 утвержден с возведением в сан архиепископа, с 17.06.1917 архиепископ Петроградский и Гдовский, с 14.08.1917 митрополит. Осенью 1917, как член Поместного Собора, находился в Москве и жил в Чудовом монастыре Московского Кремля. В дни обстрела Кремля большевиками (27.10—03.11.1917) чудом избежал гибели: в занимаемую им келью попал снаряд. Был избран заместителем члена Свящ. Синода. Председатель Комиссии Поместного Собора по фотографированию и описанию повреждений Кремля. 21.01.1918 возглавил общепетроградский крестный ход в защиту Александро-Невской Лавры, подвергшейся 19.01.1918 вторжению красноармейцев для захвата ее жилых помещений. С 26.01.1918 священноархимандрит Александро-Невской Лавры. Всю свою деятельность направлял к тому, «чтобы поддержать и укрепить веру, воодушевить малодушных и утешить унывающих». В 08.1918 ввел особое моление в храмах епархии за арестованное духовенство, организовал материальную помощь их семьям. Под его руководством в 1919—1920 организован Петроградский Богословский институт, ставший не только учебным, но и религиозно-просветительским центром. Арестован 31.05.1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Приговорен 05.07.22 к ВМН. Расстрелян. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 1992 митрополит и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий (ШЕИН), Юрий НОВИЦКИЙ, Иоанн КОВШАРОВ причислены к лику святых.

Дни памяти: Ил. 31; Новомуч.; Петерб.; Самар.

На Братском кладбище Александро-Невской Лавры установлен памятник-кенотаф свмч. митрополиту Вениамину (дата рождения, выбитая на камне, — неверна). Первый храм во имя святителя Вениамина освящен в 09.1992 в исправительной колонии № 5 под СПб. (пос. Металлострой). Революция и церковь. 1923. № 1-3. С.8-12, 65-102; Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилль, 1949. Т.1. С. 25-58; Бовкало А.А. Вениамин (Казанский) // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 617-623; Галкин А. К., Бовкало А.А. Избранник Божий и народа: Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. СПб., 2006.

 

Священномученик ВЛАДИМИР митрополит Киевский

БОГОЯВЛЕНСКИЙ Василий Никифорович, 01.01.1848 с. Малая Моршевка Моршанского у. Тамбовской губ. — 25.01.1918, Киев. Сын священника. В 1874 окончил Киевскую ДА; канд. богословия. Рукоположен во иерея в 1882. Овдовев, 8.02.1886 принял монашеский постриг. Возведен в сан архимандрита; настоятель Новгородского Антониева монастыря. 13.06.1888 хиротонисан в СПб. во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, с 1891 епископ Самарский и Ставропольский. В 1892—1898 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии со званием члена Синода (1892). С 21.02.1898 митрополит Московский и Коломенский, с 23.11.1912 — Санкт-Петербургский (с 19.08.1914 — Петроградский) и Ладожский, с 23.11.1915 — Киевский и Галицкий. Доктор богословия (1915; по совокупности проповеднических трудов). С 11.1912 по 04.1917 — первенствующий член Святейшего Синода. Поборник народной трезвости: 23.11.1914 председатель ствовал на учредительном собрании всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Председатель Поместного Собора 1917— 1918. Вошел в состав Свящ. Синода по кафедре. Убит на 3-й день после занятия Киева Красной Армией вблизи Киево-Печерской Лавры. Погребен на Ближних пещерах Лавры (в 1992 мощи перенесены в Дальние пещеры). Определением Поместного Собора 18.04.1918 был утвержден день молитвенного поминовения исповедников и мучеников Российских — день убийства митрополита Владимира 25.01 (если придется на воскресенье) или следующий за ним воскресный день. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 1992 причислен к лику святых.

Дни памяти: Ян. 25; Ин. 14 (обретение мощей); Новомуч.; Моск.; Печер. дальн.; Самар.

Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилль, 1949. Т.1. С. 10-24; Жизнеописание Преосвященного Владимира, митрополита Киевского и Галицкого // К канонизации новомучеников Российских. М., 1991. С.33-61; Галкин А.К., Дамаскин (Орловский), игум. Владимир (Богоявленский) // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 629-634.

 

Священномученик ИЛАРИОН архиепископ Верейский

ТРОИЦКИЙ Владимир Алексеевич, 13.09.1886, с. Липицы Каширского у. Тульской губ. — 28.12.1929, Ленинград. Сын священника. В 1910 окончил Московскую ДА; канд. богословия. Оставлен при Академии профессорским стипендиатом. Магистр богословия (1912; «Очерки из истории догмата о Церкви»). 28.03.1913 пострижен в монашество; иеромонах. 30.05.1913 назначен инспектором МДА с возведением в сан архимандрита. Экстраординарный профессор (1913). Член Поместного Собора 1917— 1918 от МДА. С 1917 до 21.04.1920 проректор МДА. Секретарь Патриарха Тихона. 25.05.1920 хиротонисан им в Москве во епископа Верейского. Весной 1922 выслан в Архангельск, через год вернулся в Москву. 06.07.1923 возведен в сан архиепископа; стал ближайшим помощником Патриарха. В 11.1923 арестован; 20.12.1923 приговорен к 3 годам ИТЛ, отправлен в Соловецкий лагерь. В 1925 вывозился в Ярославский политизолятор, где Е.А. Тучков склонял его присоединиться к григорианскому расколу в обмен на свободу. Отказ от сотрудничества с ГПУ и последующее «разглашение государственной тайны» привели к увеличению срока заключения еще на 3 года (постановление от 19.11.1926). Принимал активное участие в подготовке «Памятной записки соловецких епископов» (1926) и составленного ссыльным епископатом послания «Необходимые канонические поправки к посланию митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 г.». 14.10.1929 приговорен к 3 годам ссылки в Каракалпакскую АО. При этапировании заболел сыпным тифом. В Ленинграде был снят с поезда и помещен в пересыльную тюрьму, затем в тюремную больницу им. д-ра Гааза, где и скончался. Перед смертью его напутствовал и причастил Св. Таин келейник митрополита Ленинградского и Гдовского свмч. Серафима (ЧИЧАГОВА) иеромонах Никандр. Вопреки советским нормам, тело выдали для христианского погребения: отпевание в храме Воскресенского Новодевичьего монастыря возглавил митрополит Серафим. Останки владыки-исповедника, погребенного на Новодевичьем кладбище в СПб., обретены 24.07.1998 и в 05.1999 перевезены в Москву, в Сретенский монастырь. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых.

Дни памяти: Ил.11; Д. 15; Моск.; Новомуч.; Петерб.

Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилль, 1949. Т.1. С. 123—163; Мраморнов А.И., Э.П.Б. Илларион (Троицкий) // ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 144-154.

 

Священномученик КИРИЛЛ митрополит Казанский

СМИРНОВ Константин Иларионович, 26.04.1863, Кронштадт СПб. губ. — 20.11.1937, Чимкент. Сын псаломщика. С детства был близок к св. Иоанну Кронштадтскому. В 1887 окончил СПб ДА; канд. богословия. 21.11.1887 рукоположен во иерея. В 1900—1902 — настоятель кладбищенской Троицкой церкви в Кронштадте. Овдовев, 10.05.1902 принял монашеский постриг; назначен начальником Урмийской духовной миссии в сане архимандрита. 06.08.1904 хиротонисан в СПб. во епископа Гдовского, викария СПб епархии. С 31.12.1909 епископ Тамбовский и Шацкий, с 1913 архиепископ. На Поместном Соборе 1917—1918 избран заместителем члена Свящ. Синода. С 01.04.1918 митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. Попасть в Тифлис не смог: из-за военных действий задержался в Баку. С 12.1919 по 02.1920 в заключении в Москве. С 22.04.1920 митрополит Казанский и Свияжский. Арестован в Казани по распоряжению ВЧК 19.08.1920, вывезен в Москву и помещен в Таганскую тюрьму. Освобожден в конце 1921; вернулся в Казань, где вновь арестован 15.08.1922. До 01.1923 находился в московских тюрьмах, затем выслан в Усть-Сысольск. Первый кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя по завещательному распоряжению св. Патриарха Тихона (БЕЛЛАВИНА). В конце 1920-х — начале 1930-х в ссылке на севере Красноярского края. В феврале 1927 отверг предложение Е.А. Тучкова (ОГПУ) «взорвать Церковь изнутри». Признавал заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (СТРАГОРОДСКОГО) превысившим свои полномочия и узурпировавшим церковную власть. Был уволен последним на покой 02.01.1930 и 11.03.1930 запрещен в священнослужении. После освобождения 19.08.1933 поселился в Гжатске, где 01.07.1934 вновь был арестован. Сослан в Казахстан, в пос. Яны-Курган. Расстрелян в Чимкенте вместе с митрополитом Иосифом (ПЕТРОВЫХ). Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых.

Дни памяти: Н.7; Казан.; Лип.; Новомуч.; Петерб.

Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004; Липаков Е.В. Архипастыри Казанские 555-2007. Казань, 2007. С. 311-323; Мазырин А., свящ. Кирилл (Смирнов) // ПЭ. Т. XXXIV. М., 2014. С. 362-337.

 

Священномученик СИМОН епископ Уфимский

ШЛЕЕВ Семен Иванович, 20.04.1873, с. Явлеи Алатырского у. Симбирской губ. — 18.08.1921, Уфа. Сын крестьянина-старообрядца; в 1876 присоединен к Православию через единоверие. В 1899 окончил Казанскую ДА; канд. богословия. 17.01.1900 рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани. С 07.02.1905 священник Никольской единоверческой церкви СПб., с 22.11.1907 ее настоятель. Протоиерей (1916). Член Поместного Собора 1917— 1918 от единоверцев. 07.06.1918 назначен единоверческим епископом Охтинским — первым единоверческим епископом России. Хиротония совершена 16.06.1918 в Александро-Невской Лавре «по старопечатным книгам» св. Патриархом ТИХОНОМ. В 1920 назначен временно управляющим Уфимской епархией; прибыл в Уфу в мае 1920. Убит при выходе из кафедрального собора (по официальной версии убийство имело «уголовно-корыстный характер»). Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых.

Дни памяти: Ав. 5; Новомуч.; Петерб.; Уфим.

Известия по Казанской епархии. 1900. № 5. С.180; Известия Уфимского губернского комитета РКП(б) и Губисполкома. 1921. № 188 (23.08). С.2; Наука и религия. 1976. № 4. С.48-49; Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Джорданвилль, 1949. Т.1. С.179; Зимина Н.П. Путь на Голгофу. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского: В 2 т. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2005.

 

Убиенный протоиерей КОНСТАНТИН

АГЕЕВ ( АГГЕЕВ) Константин Маркович (28 мая 1868 — 28.05.1920). Окончил Тульскую ДС (1888) и Киевскую ДА (1893), к. б. 14 августа 1893 определен помощником настоятеля к сувалкскому Успенскому собору (21 августа рукоположен во диакона и 22 августа во священника). С 1 сентября 1896 настоятель вновь открытого прихода в г. Мариамполе Сувалкской губ. и одновременно сверхштатный законоучитель мариампольской мужской гимназии; уволен за переходом с 16 ноября 1900 законоучителем киевского Института благородных девиц имп. Николая I и настоятелем ц. св. Александра Невского при нем; с 1 октября 1901 законоучитель Киевской 3 гимназии и Киевского городского мужского им. К. Д. Ушинского училища; с 3 июня 1903 законоучитель Александровского института в С.-Петербурге и настоятель ц. св. Александра Невского при нем; с 1 февраля 1906 законоучитель и настоятель ц. св. Татианы Ларинской гимназии, одновременно с 11 сентября 1911 законоучитель женской гимназии А. И. Болсуновой. С 6 мая 1915 протоиерей. 15 марта (утв. 9 августа) 1910 магистр богословия (“Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического изучения и богословская оценка раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства”. К., 1909). Был профессором кафедры истории церкви Высших Женских (Бестужевских) курсов, а также профессором богословия Высших женских историко-литературных и юридических курсов (с 1 сентября 1906), Института высших коммерческих знаний, Психоневрологического института и высших курсов П. Ф. Лесгафта. Один из учредителей С.-Петербургского религиозно-философского общества. 19 апреля 1917 избран членом совета Всероссийского Демократического Союза духовенства и мирян. С апреля 1917 – председатель учебного комитета при Святейшем Синоде. Член Предсоборного Совета. Член Поместного Собора 1917—1918; 7 декабря 1917 избран заместителем члена Высшего Церковного Совета. 29 июля 1919 уволен из Петроградской епархии. Расстрелян как “контрреволюционер” при занятии Крыма Красной армией. См.: Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб. 2003. С. 206; О.Т.Е. Аггеев К.М/ // Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 247-248.; Проф., прот. Владимир Сорокин. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005, с. 489.

 

Убиенный ВЛАДИМИР

БЕНЕШЕВИЧ Владимир Николаевич, 09.08.1874—27.01.1938. Византинист. Родился в семье судебного пристава. В 1893 Окончил 1 виленскую гимназию (1893, золотая медаль) и юридический факультет С.-Петербургского университета (1897), оставлен при кафедре церковного права для приготовления к профессорскому званию. В 1897—1900 командирован в Германию, занимался в Гейдельбергском университете (1897—1898) на философском и юридическом факультетах, Лейпцигском (1898—1900) на историческом и юридическом факультетах и Берлинском (1900—1901) на юридическом факультете. В 1900—1905 изучал славянские и византийские письменные источники в библиотеках Европы и Ближнего Востока. 30 апреля (утв. 18 мая) 1906 магистр церковного права (“Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 года. К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви”. СПб. 1905). 1907 доцент, с 18 октября 1907 сверхштатный экстраординарный профессор С.-Петербургской ДА. Уволен 16 августа 1909. С 1 июля 1909 допущен к чтению лекций на юридическом факультете в качестве приват-доцента С.-Петербургского университета, 31.01.1911 избран экстраординарным профессором церковного права. 1914 доктор (“Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. СПб. 1914”) Историю канонического права преподавал также в Александровском лицее (1903—1904); на Высших женских курсах (профессор 6 мая 1909—1917); на Женских курсах Раева (1910—1911); в Военно-юридической академии (1909—1912). Был библиотекарем Русского Археологического общества. Весной 1917 Временым правительством был направлен в Тифлис для решения вопроса об автокефалии Грузинской церкви. Член Предсоборной Комиссии, Поместного Собора 1917—1918. В 1922 был арестован по “делу митрополита Вениамина”, но судом был оправдан. В 1919—1920 служил архивистом в ЕГАФ, в 1920—1921 уч. инструктором в Музее природы и жизни Петроградского края, 1921—1923 был действительным членом ИЛЯЗВ и Правового института, в 1923—1927 заведующий библиотекой Государственной Академии Истории Материальной Культуры, в 1926—1928 — ученый секретарь Византийской комиссии Академии наук СССР. С февраля 1925 по ноябрь работал в Публичной библиотеке (с декабря 1925 хранитель греческих рукописей). С 06.12.1924 член-коррепондент Академии наук СССР В ноябре 1928 арестован по обвинению в шпионаже в пользу Ватикана, Германии и Польши и за участие в контрреволюционной организации “Евразийцы”, сослан в концлагерь на Соловки на 3 года. В 1930 возвращен в Ленинград и привлечен к “Академическому делу”, по которому проходил как претендент на пост министра вероисповеданий в правительстве, возглавляемым академиком С. Ф. Платоновым. По приговору Коллегии ОГПУ от 08.08.1931 осужден к 5 годам в Ухта-Печерский лагерь. В марте 1933 досрочно освобожден. В 1934 возобновил свою деятельность в Публичной библиотеке и в университете, где стал читать курс истории Византийской империи. В октябре 1937 отстранен от профессуры, 14 октября уволен из Публичной библиотеки. 27 ноября арестован, обвинен в шпионаже и приговорен к ВМН. См.: Брачев В. С. “Дело историков” 1929—1932 гг. СПб., 1997; Вольфцун Л.Б., Шварц Е.М. Бенешевич В.Н. // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 96-100; Герд Л.А., Щапов Я.Н. Бенешевич В.Н. // Православная энциклопедия. Т. IV. М. С. 619-621; Васильков Я.В., Сорокина М.Ю. Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917—1991). СПб. 2003. С. 63-64. Проф., прот. Владимир Сорокин. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005, с. 511.

 

АЛЕКСАНДР

БРИЛЛИАНТОВ Александр Иванович, 10.08.1867―01.06.1933. Окончил Новгородскую ДС (1887) и Санкт-Петербургскую ДА (1891), к. б. 16.08.1891―15.08.1892 профессорский стипендиат. С 08.04.1893 преподаватель обличительного богословия Тульской ДС, одновременно с 15.03.1896 и.о. миссионера Тульской епархии. 13.07.1898 утвержден в степени магистра богословия. С 18.05.1900 доцент, с 22.12.1903 кстраординарный, с 29.09.1914 ординарный профессор кафедры истории древней церкви С.-Петербургской ДА. 24.07.1914 доктор церковной истории. Член Предсоборного Присутствия при Св. Синоде (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора 1917―1918. С 06.12.1919 член-корреспондент Российской Академии Наук по разряду историко-политических наук отделения исторических наук и филологии. С 1918―07.1922 был преподавателем, затем профессором кафедры истории средневековья Петроградского Государственного I Высшего Педагогического Института. 02.01.1920 утвержден профессором кафедры истории древней церкви Петроградского Богословского института. На Высших Богословских курсах рецензировал магистерскую работу прот. М.В.Митроцкого. Работал также архивариусом, затем старшим архивариусом второго отделения четвертой секции Главного архивного фонда. С 15.11.192библиотекарь I отделения (образованного из фондов библиотеки Санкт-Петербургской ДА), 1925―1929 библиотекарь Государственной Публичной библиотеки. С 22 мая 1921 действительный член Православного Палестинского общества. С 1929 на пенсии. 10 июня 1930 арестован по делу С.Ф.Платонова. В феврале 1931 приговорен к расстрелу, замененный 10.05.1931 пятью годами концлагерей (отбывал наказание в Свирьлаге). 26.05.1932 досрочно освобожден. В 1923 выдвигался обновленцами на Петроградскую архиерейскую кафедру. («Кого же у вас выбрали в митрополиты за твоим отказом?» — писал ему брат 17.05.1923 — Ферапонтовский сборник. IV. М.-Ферапонтово. 1997. С. 143). См.: Ферапонтовский сборник. IV. Письма И.И.Бриллиантова к А.И.Бриллиантову 1894-1929. М.-Ферапонтово. 1997 (на с. 243-249 списоктрудов А.И.Бриллиантова); Брачев В.С. «Дело историков» 1929-1931 гг. СПб. 1998; Склярова М., сост. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства 1888-1932. СПб. 1994; Шилов Л.А. Бриллиантов А.И. // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 130-134; Бурега В.В. Бриллиантов А.И. // Православная энциклопедия. Т. VI. М. С. 248-249; Васильков Я.В., Сорокина М.Ю. Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917-1991). СПб. 2003. С. 76-77. Проф., прот. Владимир Сорокин. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005, с. 517.

 

ГАВРИИЛ

ГАВРИИЛ (ВОЕВОДИН Григорий Дмитриевич; 06.01.1869 — 17.12.1937). Родился в Луге С.-Петербургской губ. в мещанской семье. В детстве прислуживал в алтаре петербургской церкви Михаила Архангела (Мало-Коломенской). Окончил С.-Петербургскую 8 гимназию (1890) и С.-Петербургскую ДА (1894), к. б. 13 февраля 1893 пострижен в монашество и в том же году рукоположен во иеродиакона, с 1894 — иеромонах, преподаватель Владикавказского ДУ, с 4 октября 1895 — преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Александровской Ардонской ДС, а с 21 — 26 августа 1896 — гомилетики с соединенными предметами Могилевской ДС. С 18 июля 1898 инспектор Полтавской ДС, с 27 июня 1901 настоятель Уфимского Успенского монастыря, архимандрит. 26 марта 1908, по прошению, уволен от должности и перемещен в распоряжение Преосвященного Волынского. С 1908 настоятель Житомирского Богоявленного монастыря Волынской епархии и начальник Житомирского училища. Хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, 25 июля 1910. С 9 июня 1915 — епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии, с 26 января 1916 — Барнаульский, викарий Омской епархии. Участвовал в работе Поместного Собора 1917-1918 годов. В 1918 — епископ Челябинский и Троицкий, с 1919 — 1921 епископ Акмолинский и Петропавловский. С 14 сентября 1921 — на покое в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре в качестве настоятеля. В 09.1922 уклонился в обновленчество. Был обновленческим епископом Томским, а в 1923 — Алтайским. Член обновленческого собора 1923. Летом 1923 принес покаяние, в августе возведен в сан архиепископа. В конце 1923 выслан на родину — в Ленинград, стал служить в церкви свт. митрополита Петра подворья Творожковского монастыря. В 1925 выслан в Москву без права выезда, а с 1926 проживал в Ленинграде без права выезда. В сентябре 1926 назначен архиепископом Кингисеппским (Ямбургским), викарием Ленинградской епархии. С 14 сентября 1926 по 19 апреля 1927 временно управлял епархией по поручению митрополита Иосифа (Петровых). Арестован 19 апреля 1927 по делу Богословско-пастырского училища, обвинен в антисоветской агитации через слушателей училища и организации кружка “Ревнителей истинного Православия”. 19 ноября 1927 освобожден под подписку о невыезде (10 ноября 1928 дело прекращено “за недостаточностью компрометирующего материала”). В конце 1927 являлся “непоминающим”, подписал одно из протестных посланий, переданных митр. Сергию (Страгородскому), но к иосифлянам не присоединился. В начале 1928 назначен архиепископом Полоцкими Витебским. Управлял Витебской епархией до декабря 1928. В связи с тем, что его стали заставлять принять Белорусскую автокефалию, ушел на покой и уехал в Ленинград. С декабря 1928 служил в церкви Творожковского подворья, а после ее закрытия в апреле 1930 — в Феодоровском соборе на Полтавской ул. Был близок Александро-Невскому братству. Арестован 17 февраля 1932 по делу братства. Приговорен 22 марта 1932 Коллегией ОГПУ к пяти годам лагерей. Отбывал срок в Мариинском лагере около Томска, где пас свиней, и в Карагандинских лагерях в Казахстане. Освобожден в феврале 1937, поселился в г. Боровичи Новгородского округа. Арестован 8 сентября 1937 в Боровичах по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией церковников. 10 декабря 1937 приговорен Особой тройкой Управления НКВД Ленинградской обл. к высшей мере наказания. Расстрелян в Боровичах. См.: Чельцов М., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920 — 1930 гг. Публ. В. Антонова // Минувшее. Вып. 17. М. — СПб. 1995. С. 415, 417, 449-453, 456, 459, 461. 462, 466, 467, 470; Осипова И. И. Сквозь огонь мучений и воду слез… М. 1998. С.46, 48, 56, 256; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917— 1945. СПб. 1995. С. 121 и др.; Его же. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб. 1999 С. 15, 18, 24, 167; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных документов. 1917-1945. СПб. 2000. С. 222; Викарии Нарвские и Ямбургские // С.-Петербургские ЕВ. 2001. Вып. 25. С. 57-58. Проф., прот. Владимир Сорокин. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005, с. 539.

 

Убиенный протоиерей АЛЕКСАНДР

ПОПОВ Александр Александрович, 1868, с. Святица Глазовского у. Вятской губ. — 14.12.1937, г. Новосибирск. Русский, протоиерей, член 3-й Государственной думы, проживал: г. Вятка, Кикиморская ул., д. 1/3, кв. 11. Член Поместного Собора 1917-18 гг. по избранию патриарха как клирик от Вятской епархии. Арестован 26 августа 1922 г. Вятгуботделом ГПУ 5 сентября 1922 г. освобожден под подписку о невыезде. В 1932 г. сослан в Нарым на 3 года, освобожден 14 марта 1934 г. Проживал с января 1935 г.: г. Ленинград, В. О., 12-я линия, д. 9, кв. 4. Особым совещанием при НКВД СССР 7 марта 1935 г. как «социально опасный элемент» лишен на 5 лет права проживания в 15 пунктах. Отбывал срок в г. Новосибирск. Вновь арестован 8 декабря 1937 г. Тройкой УНКВД Новосибирской обл. 9 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-2-8-9-11 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян. (Одновременно расстрелян его зять Сергей Николаевич Зубарев; его сын Николай Попов 2 февраля 1930 г. осужден на 10 лет концлагеря; сын Дмитрий Попов и дочь Наталья Зубарева были высланы в 1935 г.) . ЛМ-12.

 

МИХАИЛ

ПРИСЕЛКОВ Михаил Дмитриевич, 1881, г. Санкт-Петербург — 19.01.1941, Ленинград. Родился в семье священника. Историк, профессор факультета общественных наук Петроградского университета. Член правления Общества православных приходов Петрограда и губ. В 1914 году защитил магистерскую диссертацию по теме «Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв.», в 1917 году был избран доцентом, на следующий год стал профессором Петроградского университета. В 1917—1918 от университета был делегатом Поместного собора Православной церкви. Арестован 29.04.1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Освобожден 23.05.1922. В 1929 был вновь арестован по делу «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России». 10.02.1930 Тройкой ПП ОГПУ в ЛВО приговорен к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок на Соловках, 15.12.1931 заключение заменено ссылкой в Новосибирск на 5 лет. В 1935 вернулся в Ленинград. АУФСБ СПб ЛО. П-89305. Т. 1.. АУФСБ СПб ЛО. П-66675.

 

ИОАНН

СОКОЛОВ Иван Иванович, 1870, Саратовская губ. — (?). Сын сельского учителя. В 1892 окончил Саратовскую ДС, затем Казанскую ДА. Член Поместного собора 1917—1918. С 1903 по 1918 занимал в СПб ДА новоучрежденную кафедру истории греко-восточной церкви (с 1904 — в звании ординарного профессора). Доктор церковной истории. В 1920—1933 — профессор Института истории, философии и лингвистики. В 1920—1923 — профессор Петроградского Богословского института. Почетный член Афинской Академии Наук. Арестован в 12.1933 в Ленинграде по делу «евлогиевцев». Приговорен 25.02.1934 к 5 годам ссылки в Башкирию. АУФСБ СПб ЛО. П-66773.

 

БОРИС

ТИТЛИНОВ Борис Васильевич, 8 сентября 1879—(?) . Окончил Вятскую ДС (1899) и С.-Петербургскую ДА (1903), к. б., Археологический институт (1903). 6 августа 1903 — 15 августа 1904 профессорский стипендиат, с 23 декабря 1904 преподаватель философии, психологии, начальных оснований и краткой истории философии и дидактики Литовской ДС. 20 октября 1905 магистр богословия (“Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношении к делам Православной Церкви. Вильна. 1905”). С 17 октября 1909 доцент, с 23 июля 1912 экстраординарный профессор, затем ординарный профессор С.-Петербургской ДА по кафедре истории Русской Церкви. 1916 доктор церковной истории (“Гавриил Петров, митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1730—1801). Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени”). 1 января 1910 — 16 октября 1911 редактор “Церковного Вестника”, Издатель “Церковно-Общественного Вестника” (1917). Член Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора (1917-1918). В феврале 1918 издал под своей редакцией газету “Мир Божий” (вышел только один номер). С июня 1919 преподаватель кафедры истории религии историко-филологического факультета Петроградского университета. Осенью командирован в Вологду для чтения лекций в Вологодском пролетарском университете и в Педагогическом институте. После оставления Петроградского университета продолжал некоторое время преподавать в Вологодском институте народного образования. 1920—22 — старший архивист 2-го отделения IV секции Петроградского отделения Центроархива. С ноября 1926 — сверхштатный помощник библиотекаря, с января 1927 переведен в штат государственной Публичной библиотеки. Уволен с 16 августа 1928. Уклонился в обновленчество. Председатель “Двадцатки” церкви и часовни Скорбящей Божьей Матери. С 6 февраля 1925 редактор “Вестника Св. Синода”. Член Св. Синода 1925. С 1924 читал (эпизодически) лекции по истории церковно-обновленческого движения в России, а также историю Церкви в Ленинградском Богословском институте. Проректор, с 1927 и. о. ректора, затем ректор Ленинградского Богословского института. 10 февраля 1930 арестован по обвинению в антисоветской агитации. Постановлением тройки Ленинградского ОГПУ от 20 мая 1930 приговорен к заключению в концлагерь на 3 года. 9 июля 1932 ОСО при коллегии ОГПУ СССР пересмотрело дело и постановило досрочно освободить его от наказания. В 1937 проживал в Луге. См.: Шилов Л.А. // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 584-589. Проф., прот. Владимир Сорокин. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005, с. 691.

 

Епископ АЛИПИЙ

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич, 13.06.1875,им. Вослома Арефинской вол. Рыбинского у. Ярославской губ. — 31.08.1942, г. Ленинград. Епископ Охтинский. .Брат архиеп. Уфимского Андрея (Ухтомского). Князь. Окончил Рыбинскую гимназию, Нижегородский кадетский корпус, в 1898 – Московскую ДА, в 1906 — СПб университет. Магистр богословия. Был старостой Никольской единоверческой церкви на ул. Марата. Работал в СПб университете на кафедре физиологии животных, заведовал ею с 1922 по 1942, с 1927 — директор элекгрофизиологической лаборатории АН СССР. В 1932 избран членкорром АН СССР, с 1935 — академик. На Поместном Соборе 1917-1918 — делегат от единоверцев. В 1919 — депутат Петроградского Совета. Арестован в Рыбинске в конце 1920, этапирован из Любянской тюрьмы в Петроград 31.01.1921, вскоре освобожден. В 1921 принял тайный монашеский постриг с именем Алипий. В 05.1923 арестован в Петрограде и помещен в ДПЗ. Освобожден к концу лета. Церковный и общественный деятель: публицист, художник, поэт. В 1931 тайно хиротонисан иосифлянскими архиереями во епископа Охтинского. СПб епархиальные ведомости 2000. № 21-22. С.23;Ухтомский А.А. в воспоминаниях и письмах. СПб., 1992; Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в русской православной церкви. СПб., 1999. С.276.


К списку новостей
Новости

26.03.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского состоялась встреча со студентами

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость

23.03.2024

Расписание богослужений на 25 — 31 марта (2-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 25 — 31 марта (2-я седмица Великого поста)

прочитать новость

20.03.2024

Поздравление студентов и выпускников Санкт-Петербургского Горного университета

Поздравление студентов и выпускников Санкт-Петербургского Горного университета настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Владимиру Сорокину с 85-летием

прочитать новость

20.03.2024

Аудиозапись передачи «Служение» на радио Град Петров

Аудиозапись передачи Елены Абламской «Служение» на радио Град Петров, посвященной работе Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии

прочитать новость

19.03.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского поздравили настоятеля отца Владимира с отмечавшимся 85-летием со Дня рождения

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость