РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

ОНА ОБОСТРЕННО ЧУВСТВОВАЛА ИСТИНУ…

16 июня на 69-м году жизни отошла ко Господу секретарь комиссии по канонизации СанктПетербургской епархии, хранитель музея АлександроНевской лавры Лидия Ивановна Соколова.

ЛИДИЯ ИВАНОВНА СОКОЛОВА РОДИЛАСЬ 29 МАРТА 1948 ГОДА В ГЕРМАНИИ, В СЕМЬЕ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. В 1974 ГОДУ ЗАКОНЧИЛА ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛГУ ИМ. А. А. ЖДАНОВА. РАБОТАЛА ЭКСКУРСОВОДОМ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ, МУЗЕЕ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ. ГОРОДСКОМ ЭКСКУРСИОННОМ БЮРО. ПРИНЯВ В 1985 ГОДУ КРЕЩЕНИЕ ОТ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (НАЧИСА). СТАЛА ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИЕЙ.

В 1990 ГОДУ ВСТУПИЛА В БРАТСТВО ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, А С 1994 ГОДА И ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ БЫЛА ПРИХОЖАНКОЙ СВЯТО ТРОИЦКОГО СОБОРА АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ. С СЕРЕДИНЫ 1990-Х ЛИДИЯ ИВАНОВНА ЗАНИМАМЛАСЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОШЙ И ОДНОВРЕМЕННО ПУБЛИКОВАЛАСЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ИЗДАНИЯХ. ЕЕ ТРУДАМИ БЫЛО УСТАНОВЛЕНО МЕСТО ПОГРЕБЕНИЯ ИГУМЕНИЙ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ ФЕОФАНИИ (ГОТОВЦЕВОЙ), МОГИЛА БЫЛА ОТМЕЧЕНА КРЕСТОМ.

С 2000 ГОДА РАБОТАЛА СЕКРЕТАРЕМ ЕПАРХИАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ. УЧАСТВОВАЛА В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ГРИГОРИЯ СЕРБАРИНОВА, МИХАИЛА ЧЕЛЬЦОВА, ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ МАРИИ ГАТЧИНСКОЙ, В СОСТАВЛЕНИИ ИЗДАНИЙ СИНОДИКА ГОНИМЫХ, УМУЧЕННЫХ, В УЗАХ НЕВИННО ПОСТРАДАВШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНО- И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, МИРЯН САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ XX ВЕКА, А ТАКЖЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МАРТИРОЛОГА. ТРУДИЛАСЬ В АРХИВАХ, ЗАНИМАЛАСЬ ПОИСКОМ СВЕДЕНИЙ О НОВОМУЧЕНИКАХ И ИСПОВЕДНИКАХ.

С 2009 ГОДА ЗАНИМАЛАСЬ ПОДГОТОВКОЙ К ОТКРЫТИЮ МУЗЕЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ. В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ИССЛЕДОВАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ. ЛИДИЯ ИВАНОВНА БЫЛА В ЧИСЛЕ ТЕХ. КТО СПОСОБСТВОВАЛ УСТАНОВКЕ В ИЮНЕ 2015 ГОДА МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ НА МЕСТЕ СМЕРТЕЛЬНОГО РАНЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА СКИПЕТРОВА В МИТРОПОЛИЧЬЕМ КОРПУС АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ.

АВТОР МНОГИХ СТАТЕЙ. А ТАКЖЕ КНИГ«НИКТО МОЛИТВЫ НЕ ОТНИМЕТ»: СПб, 2000; «КОГДА ГОРИТ СВЕЧА»(вып. первый, 2003, вып. второй, 2005); «КОНЕВСКОЕ ПОДВОРЬЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»(2004); «РИХОДИТЕ К НЕМУ НА МОГИЛКУ» ( СПб, 2005); «КОГДА ГОРИТ СВЕЧА. Путеводитель по Никольскому кладбищу Александро-Невской лавры» ( СПб, 2013). ГОТОВИТСЯ К ПЕЧАТИ ПОСЛЕДНИЙ ТРУД Л. И. СОКОЛОВОЙ О НОВОМУЧЕНИКАХ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ. НАГРАЖДЕНА СЕРБРЯНОЙ МЕДАЛЬЮ СВЯТОГО ПЕРВОВЕРХОВНОГО АПОСТОЛА ПЕТРА.

-Лидию Ивановну я знаю так давно, что даже не помню, в каком точно году произошло наше знакомство, — говорит председатель комиссии канонизации Санкт-Петербургской епархии протоиерей Владимир Сорокин.— Вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси стали организовывать комиссии по канонизации. Сна­чала была создана Синодальная, потом появи­лись епархиальные комиссии. Я стал занимать­ся созданием епархиальной. Именно в те годы Господь привел ко мне Лидию Ивановну. Она за­нималась историей, у нее были глубокие знания, она умела работать с источниками — и я попро­сил ее быть у нас в комиссии секретарем.

Это была не столько работа, сколько послуша­ние, поскольку в штате епархии Лидия Ивановна никогда не числилась. «Люди, которые занима­ются научными, исследовательскими трудами, как правило, регулярную зарплату в Церкви не получают. Лидии Ивановне мы платили через Князь-Владимирский собор, но совсем немного: особых возможностей не было. Тем не менее, Ли­дия Ивановна усердно включилась в работу»,— вспоминает отец Владимир.

К работе Лидия Ивановна подходила очень от­ветственно: например, когда собирали материалы для канонизации преподобного Серафима Вырицкого, она первая из исследователей поехала на его родину. Лидия Ивановна обладала важным для историка качеством — она всегда предпочита­ла правду выдумке, пусть и красивой. Например, когда открылись неоднозначные моменты биогра­фии сына преподобного Серафима Николая, она не стала их замалчивать, хотя, как сама вспоминала, поначалу ей хотелось обнаружить, наоборот, фак­ты праведной жизни Николая Муравьева: «Было заманчиво: сын преподобного — тоже святой».

— Сейчас много желающих писать, основы­ваясь на эмоциях, а нашей комиссии по канониза­ции нужны не эмоции, а факты,— подчеркивает отец Владимир.— Прошлый век — эпоха неоднозначная. Чем дольше шла работа, тем больше мы убеждались, что торопиться с канонизацией не надо , гнаться за количеством нельзя ни в коем случае.

Много сил и времени Лидия Ивановна посвя­тила изучению истории Псковской миссии. Это явление в истории нашей Церкви — одно из самых неоднозначных.

После перестройки неко­торые историки были склонны героизировать всех священников, кто был в Псковской миссии, а живших на советской территории считать «соглашателями». Лидия Ивановна ездила в Ригу, работала в архивах ФСБ — и обнаружила в био­графиях священников Псковской миссии немало спорных моментов. «Ее исследованиями не все были довольны, на нее оказывалось давление, на меня тоже, — вспоминает отец Владимир..— Но утверждать что-то можно лишь на основании документов, надо подходить ко всему объектив­но. Обелять немецкую власть неправомерно, ведь немцы не ратовали за возрождение православия, а просто использовали Церковь в своих интересах».

Кроме того, на членов комиссии по канониза­ции оказывали давление родственники погибших в годы репрессий, различные группы прихо­жан, монастыри…

— Всем нужны «свои» святые, но это прелесть, это очень опасно. Если хочешь доказать, что тот или иной человек достоин канонизации, — иди в архив, посмотри личное дело. Дела

Сохранились, в них — протоколы допросов. Хотя, к сожалению, нам открывают не всё, — сетует протоиерей Владимир Сорокин.

Часто в комиссию приходили люди и просили найти тех, кто донес на их родственников. И отцу Владими­ру, и Лидии Ивановне приходилось этих людей убеждать, отговаривать от мести.

Лидия Ивановна делал ксерокопии документов в архивах, ездила в Москву, в Синодальную комиссию по канонизации, встречалась с ее секретарем игуменом Дамаскином (Орловским). Все данные, раздобытые ею, обсуждались и старательно перепроверялись.

перепроверялись. Лидия Ивановна считала, что надо так работать, чтобы через сто лет ни один историк не смог сказать, что Церковь прославила не тех. Ведь факт — примерно тридцать человек из церковного календаря убрали, поскольку более глубокие исследования поставили под сомнение возможность их канонизации. Общеизвест­но, что Русская Православная Церковь Заграницей в свое время причислила многих к лику святых, при этом не было никакой возможности перепроверить факты. А потом выходило, что кто-то выдал своих, кто-то сложил с себя сан и так далее. Лидия Иванов­на раскрыла факты из жизни одного расстрелянного и канонизированного РПЦЗ священника: оказалось. что он отказался от сана, опубликовал в газете атеи­стическое обращение. Его расстреляли в итоге, но получается, не за верность Христу. Такие скоропали­тельные решения очень опасны для Церкви. Лучше подождать — тех, кого Господь призвал, Он всё равно прославит»,— уверен отец Владимир.

В архиве ФСБ более ста тысяч дел. Смотреть эти дела психологически очень тяжело, и Лидия Ивановна часто говорила, что больше не может, но работу свою не оставляла. Поддерживало ее только то, что она ра­ботает на пользу Церкви.

— У нее было обостренное чувство священного дол­га перед новомучениками, при этом она всегда была патриотом, любила свою страну. В частности, крайне щепетильно относилась к попытке пересмотра отно­шения к событиям Великой Отечественной войны, — подчеркивает отец Владимир.

Лидия Ивановна сгорела за два месяца: у нее обна­ружили серьезное заболевание, сделали операцию, но, к сожалению, это не помогло.

Лидия Ивановна во многом сомневалась, мы с ней спорили. Пусть никого не вводит в заблуждение слово «секретарь» — она никогда не была чисто «тех­ническим» сотрудником,— говорит отец Владимир. — Для нее это послушание было настоящим служени­ем, она относилась ко всему не формально, а очень искренне. Я потерял очень глубокого, серьезного помощника. Сейчас мало кто умеет работать в архивах. В моем представлении Лидия Ивановна — интеллигент в полном смысле слова. Она была человеком трезвомыслящим, обостренно чувствовала истину, все принимала близко к сердцу. Сейчас Церкви важно сохранять объективный подход, а это именно то, чем отличалась Лидия Ивановна.

«Вода Живая» №9 (200) 2016г.


К списку новостей
Новости

18.04.2024

В Российской национальной библиотеке проходит VII научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах»

В ходе второго дня работы VII научной конференции «История отечественной культуры в архивных документах» состоялось заседание секции «Духовная культура»

прочитать новость

15.04.2024

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся вечер памяти новомучеников

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся музыкально-исторический вечер, посвященный новомученикам –ученикам святого Иоанна Кронштадтского

прочитать новость

13.04.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

прочитать новость

6.04.2024

Расписание богослужений на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

прочитать новость

2.04.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсудили возможность проведения семинара

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость