Главная Обратная связь Карта сайта
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


Главная  /  Новости

13.07.11 ПОДРАЖАЙТЕ СВЯТОМУ

С христианством на Русь пришёл благочестивый обычай: при крещении нарекать младенца именем святого, в день памяти которого человек родился. Особо благочестивые православные праздновали не день своего рождения, а именины. Как правильно праздновать память своего небесного покровителя, можно ли праздновать день своего рождения? На эти и другие вопросы отвечает настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир СОРОКИН.
— Я расскажу, как было в моей жизни. Я родился 5 марта 1939 года, и крестить меня тайно повезли в Кировоград. В нашей-то старообрядческой деревне до революции было два прекрасных храма, но оба были разрушены. Меня везли в большой сумке, чтобы никто не догадался, что в ней младенец лежит. Как рассказывала мама, священника, который крестил меня, потом расстреляли… А именем своим я обязан брату Коле. Ему четыре годика было, а мама и спроси: «Как хочешь, чтобы звали братика?» — «Володя». Имя это было на слуху, почитание Ленина в народе было огромным… Это уже будучи семинаристом, я выбрал себе день Ангела — 28 июля, когда чтилась память равноап.вел.князя Владимира. Тогда не было ещё новомучеников и в святцах было всего два Владимира. Кстати, и сегодня зачастую не священник выбирает имя, — родители называют чадо, как им нравится, а потом просто просят подсказать, когда у их ребёнка день Ангела.
— Батюшка, а как в вашем детстве отмечали день Ангела?
— В советское время крестины справлять запрещалось. Крест был гоним. Праздновали «звездины», поскольку красная звезда была символом революции. Выглядело это так: в кузне — а кузнецы тогда были в почёте в деревне — носили малыша вокруг наковальни и пели «Интернационал». Сегодня это даже звучит смешно, а тогда считали, что старое надо ломать, выкорчёвывать. Вот и выдумывали что-то новое, чтобы противопоставить себя Церкви.
— Так нового-то, выходит, ничего не придумали — хождение вокруг наковальни напоминает, как батюшка водил вокруг купели…
— Так недаром же марксизм называли новой религией. И «мощи» коммунисты себе сотворили — останки Ленина. И имена давали соответствующие — Тракторина, Октябрина, Владлен… Кстати, Владлен — это не древнерусское имя, как может показаться, а сокращённое «Владимир Ленин». У меня знакомый был — Рем, т.е. «революционная молодёжь». Ну и как его причащать, такого странного? — Окрестили Романом. А в школах, помню, это приветствовалось: мол, если у человека «революционное» имя, то и комсомольцем он будет более надёжным. Не зря пели: «Мы наш, мы новый мир построим…» Не только крестины на звездины заменили, — вместо венчания комсомольские свадьбы устраивали, вместо обряда отпевания — погребение под музыку. У нас в колхозе, помню, вместо благочестивого пения «Святый Боже…» играли на бубне и трубе, даже приговаривали: «Чи ты ил (ел. — Ред.), чи ты пил…» Да, всю душу нашему народу наизнанку вывернули.
— Батюшка, но дома-то, в семейном кругу, вы именины праздновали, как положено? Крёстные, поди, поздравляли, подарки дарили?
— Да что вы, какие празднования в те годы? Даже понятия не имели… Из детства я вспоминаю с большим теплом Рождество. Мама собирала узелок с гостинцем — пирог, творог, что-нибудь мясное, — и мы с братьями шли с этим узелком поздравлять своих крёстных. А они отдаривались рубашкой, носками, малой денежкой, конфетами… Конфеты после войны были самодельные: варили сахар с крахмалом, а цвет придавали соком свёклы или моркови. Конфеты были длинные, как карандаши, спелёнутые узкой полоской бумаги. Вкусные были конфеты, во рту так и таяли — и никакой химии. До сих пор помню их вкус… Зато детей много было, ходили по деревне, христославили. А деревня-то на десять тысяч дворов. А сейчас приезжаю на родину, на могилку родителей, — дома пустые стоят. Раньше собирал на поминальный обед человек сто с улицы, сейчас еле-еле двадцать человек набирается.
— Не раз слышала, что православный человек должен праздновать только именины, забыв о дне рождения.
— Строгих канонов нет, можно праздновать и то и другое. В именины мы чествуем своих небесных покровителей, именами которых крещены, а дни рождения — это дань благодарности родителям, которые родили, воспитали, дали образование.
Единственное, что меня смущает, — я всегда об этом говорю, а меня вроде как за юродивого принимают, — когда на день Ангела настоятеля, начальника или митрополита уйму цветов несут, да всё дорогих. Я как-то подсчитал: некоему священнику цветов было подарено на 100 тысяч рублей. Зачем? Ведь через день-другой цветы завянут и тысячи рублей окажутся выброшенными на помойку. Это всё наша дурость русская: последние портки спущу, но сделаю всё с размахом… А почему нельзя от лица причта и прихожан подарить один красивый букет, а остальные деньги потратить на благие дела? Я вот читал, что владыка Григорий (Чуков) в канун дня Ангела рассылал телеграммы: мол, не надо приезжать и поздравлять меня, лучше помолитесь за меня Богу; не надо подарков и цветов, лучше перечислите деньги на строящийся в таком-то месте храм, а мне вышлите чек. Вот это будет подарок! Что, странно звучит? А на мой взгляд, очень даже здраво.
Я, кстати, своей маме никогда не дарю букеты, — покупаю цветы в горшочке, которые цветут и радуют её не три дня, а год. А ещё хочу как-нибудь, явившись к высокому чину на именины, не букет, а действительно чек вручить. Но когда поделился своими мыслями, в ответ услышал: «Ну, батюшка, это вы как-то несовременно мыслите, вас неправильно поймут».
Та же дурость у нас на похоронах: многотысячные гробы-дворцы, с подсветкой, с музыкой, с телефоном… Кому покойник звонить собрался? И всё это в землю… Я бы предпочёл, чтобы обо мне молились, а все эти тысячи потратили на добрые дела — дали стипендию талантливому студенту или помогли бедной семье — они всю жизнь вас добром поминать будут.
— Так как же в наше время достойно отпраздновать именины?
— Всегда христиане, когда близился день именин, исповедовались, причащались, потом угощали друзей, сродников. Русские князья в честь своих святых храмы строили. У нас, понятно, таких денег нет, но лепту внести на строительство или восстановление храма ведь можно? Ещё не худо бы, прочитав житие своего святого, взять на себя духовный подвиг подражать хотя бы одной из его добродетелей. Отличался ваш святой кротостью нрава, незлобивостью, нестяжательством… — попробуйте жить, как он. Вот это будет по-христиански. А если вы отмечаете память своего святого объедением и выпивкой — кому от этого польза? Я вообще считаю, что в Церкви должно исчезнуть застолье с водкой. Да, священники празднуют именины с алкоголем, а вы как думали? Страна гибнет от пьянства, а какой пример подаёт духовенство? Я вот всё жду, когда Святейший Патриарх и Священный Синод выступят с рекомендацией не использовать спиртное на приёмах. Кстати, при Владыке Антонии действовало распоряжение: трапезы и церковные приёмы делать короче и без спиртных напитков.
Я не хочу сказать, что празднование именин нужно загонять в сугубо аскетическую схему, — веселье должно быть, и беседа душевная должна течь. Поэтому я на своём приходе ввёл традицию: именинник, в зависимости от его предпочтений, задаёт тон застольной беседе: если он музыкант — пусть расскажет о каком-нибудь церковном композиторе; если батюшка занимается благотворительностью или работает с детьми, с молодёжью — пусть поделится опытом. Ведь так много интересных животрепещущих тем. Понимаете, мне неинтересно, когда, празднуя мои именины, меня несколько часов кряду славословят, какой я замечательный. Я обычно отшучиваюсь, что такие слова надо говорить, когда я ноги протяну. А сейчас зачем мне репетицию похорон устраивать?
— Это что касается взрослых. Но детям-то праздник нужен.
— Так устройте праздник! Всей семьёй сходите с ребёнком, празднично одетым, в этот день в храм — помолитесь, затеплите свечу у иконы святого, причаститесь Святых Христовых Таин. Дома накройте вкусный стол, пригласите друзей именинника. Подарите иконку святого. А вечер посвятите чтению жития святого, в честь которого дитя крещено. Такие именины запомнятся надолго, и это действительно будет праздник души.
Записала Ирина РУБЦОВА
От души поздравляем о.Владимира с тезоименитством, желаем крепости духовной, долгих лет жизни и Божиего благословения на все ваши благие дела во славу России и Русской Церкви. Мы обязательно помолимся за вас, батюшка, в день ваших именин.



Все новости
Обсуждение сообщений: 0


26.04.17
В рамках просветительской программы выставки «Пасхальный праздник» настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин рассказал о готовящемся издании «Санкт-Петербургского мартиролога»
22.04.17
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 24 —30 апреля
21.04.17
Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина на Русской народной линии
19.04.17
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил Пасхальный молебен в храме прп. Макария Египетского в Горном университете
18.04.17
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин возглавил Пасхальную Божественную литургию в храме сщмч. Вениамина Митрополита Петроградского в ИТК-5 в пос. Металлострой
17.04.17
  Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин возглавил отпевание Пасхальным чином  известного историка, профессора СПбГУ Юрия Георгиевича Алексеева
16.04.17
В Князь-Владимирском соборе торжественно отметили праздник Святой Пасхи
16.04.17
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин поздравил с приближающимся праздником Святой Пасхи сотрудников Мальтийской столовой
15.04.17
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 17 —23 апреля (Светлая седмица)
14.04.17
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе в День Святой Пасхи, 16 апреля


    Адрес: Россия, 198197, Санкт-Петербург,
      ул.Блохина, д.26.Тел: (812) 233-68-56
webmaster:
© 2007 Сайт создан в А25
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Санкт-Петербургский церковный вестник 'Вода Живая' Домовый храм преподобного Макария Египетского Горного университета'
AMCMS
Работает на: Amiro CMS