РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Состоялась лекция для учителей Центрального благочиния

23 октября в просветительском центре храма Феодоровской иконы Божией Матери настоятель Князь-Владимирского собора благочинный Центрального округа профессор, протоиерей Владимир Сорокин провел лекцию для учителей школ Центрального благочиния по теме : «Крестная смерть и воскресение Иисуса Христа. Апостольская проповедь. Рождение Церкви. Что такое Церковь? Вселенские соборы. Краткая история мирового христианства».

ТЕЗИСЫ

Лекции проф. прот. Владимира Сорокина

1. Завет и Закон

Откроем первую страницу Библии: «Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета».

Остановим свое внимание на этом словосочетании и найдем, что главным объединяющим словом, отражающим все содержание Библии, является слово «Завет».

Завет (от греческого — располагать, приводить в нормальное состояние или положение) означает расположение, распределение.

Русское слово «Завет» является производным от славянского «заветити», «завещати». Смысл этого выражения означает — оставлять после себя память, знание, сведения.

В Толковом словаре В. Даля слово «Завет» означает: «… Все, что завещано, свято наказано, заповедано; зарок, обет, обещание, договор, условие и основанный на нем союз…. Наказы Господни, на которых основан союз с Ним» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1, Д-З. М., 1928. С. 565.).

Усвоенное Церковью понятие «Завет» для обозначения содержания всей Библии имеет весьма глубокое значение. Слово «Завет» не предполагает единственности, оно содержит понятие двусторонности, множественности. Как раз это и характерно для библейского мировосприятия: Бог и человек, Слово Божие и слово человеческое. Господь Вседержитель говорит — творение, т.е. небо и земля, мир, человек слушают и отвечают.

2. Церковь

На Земле ответственным хранителем открытых Богом Истин или Завета Божия является Церковь Христова: «Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества – божеское и человеческое – с присущими им действиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела…. Церковь, являясь телом Богочеловека Христа, богочеловечна. Но если Христос есть совершенный Богочеловек, то Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом, и её человечество, хотя внутренне и соединено с Божеством, далеко не во всём Его выражает и Ему соответствует.» (ОСК РПЦ 1,1,2)

Только в Церкви Христовой Библия есть Священная Книга Ветхого и Нового Завета. Только в Церкви во все времена Библия наилучшим образом хранила и провозвещала непреложность вечных духовных ценностей. В Церкви Библия — всегда живая книга. Поэтому каждый, кто желает обозначить для себя духовные ориентиры, необходимо прислушаться прежде всего к голосу Церкви и к голосу тех, кто руководствуясь церковными установлениями шел или идет по пути духовного совершенствования.

Соборный разум Церкви — лучшая гарантия в поисках решения вопросов духовного плана.

3. .Православие.

Православие — греч. ὀρθοδοξία, точный перевод с греческого — прямой в вертикальном положении, стоящий прямо, поднятый вверх; и слава, доброе имя, мнение. Крест есть видимый образ, знак, сочетание вертикального и горизонтального, небесного и земного, Божественного и человеческого.

Критерием православности в христианстве является неизменное хранение учения Иисуса Христа таким, каким оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах вселенской Церкви.

«Православие мыслит себя Христианством в его изначальной полноте и неповреждённой целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а собственно в качестве целого по сравнению с частями…

В православии надо постоянно совершенствоваться, учиться, т.е. созревать для Царства Небесного. Учитель по правописанию (орфография) или врач-ортопед не гоняются за учениками или больными, а ждут у себя в школе или в больнице, когда к ним придут те, кто хочет быть грамотным и здоровым. Важно иметь открытый доступ к истинному, настоящему специалисту, к высокому искусству. При этом ценится и прославляется не столько само мастерство, искусство, сколько его результаты – в орфографии – красивый почерк, красивая речь, красивый слог; в медицине (ортопедии), вылеченная болезнь.

Быть православным означает осознанно, грамотно славить Бога, руководствуясь не только эмоциями, но и светом знания, просвещенным разумом.

Быть православным означает постоянно чувствовать себя на служении у Бога, говоря библейским языком “ходить перед Богом” (Быт.VI.9).

Быть православным богословом означает быть ответственным профессионалом в объяснении и истолковании православного вероучении Церкви.

Правильно прославлять Творца – Господа – это самое высокое и самое благородное служение: “Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о себе распространяет нам во всяком месте. Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. Для одних – запах смертоносный на смерть; а для других – запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие; но проповедуем истинно, как от Бога, пред Богом, во Христе “(2Кор.2,14-17).

Основными признаками православности любого христианина является стремление сохранить:

1. Единство Церкви.

2. Святость Церкви.

3. Соборность Церкви.

4. Апостольство Церкви.

Православие – это ответственность каждого за авторитет Церкви. Ответ каждый даст Самому Иисусу Христу в день суда: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда”. (Мф. ХII, 36)

Для православного христианина приоритетным и самым важным методом изучения любого события в истории человечества является метод положительного свидетельства т.е. сначала нужно выявить положительные стороны, а затем отрицательные, сначала указать, как то или иное событие способствует единству, святости, соборности и апостольству Церкви, а потом всё остальное: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам” (Мф.6,33).

4. Вселенские Соборы, годы их проведения и основное вероучительное значение.


К списку новостей
Новости

20.04.2024

Расписание богослужений на 22 — 28 апреля

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 22 — 28 апреля

прочитать новость

18.04.2024

В Российской национальной библиотеке проходит VII научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах»

В ходе второго дня работы VII научной конференции «История отечественной культуры в архивных документах» состоялось заседание секции «Духовная культура»

прочитать новость

15.04.2024

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся вечер памяти новомучеников

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся музыкально-исторический вечер, посвященный новомученикам –ученикам святого Иоанна Кронштадтского

прочитать новость

13.04.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

прочитать новость

6.04.2024

Расписание богослужений на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

прочитать новость