Главная Обратная связь Карта сайта
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


Главная  /  Новости

13.11.11 Выступление протоиерея Владимира Сорокина на конференции, посвященной 250-летию Николо-Богоявленского морского собора

Тезисы

выступления протоиерея Владимира Сорокина

на конференции, посвященной 250- летию Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга.

Тема доклада: «Протоиерей Николай Чуков (Митрополит Лениградский и Новгородский Григорий) – настоятель Николо-Богоявленского собора (29 марта 1924 - 10 апреля 1935 года)»

1. Историческая обстановка в СССР

18 августа 1927 года в газете «Известия» опубликована Декларация Митрополита Сергия (Страгородского) «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» (датировано 16/29 июля 1927 года).

1927-1929 годы характеризуются обострением в обществе, так называемой, пассивной борьбы, когда люди искусственно делятся на определенные группы или классы по разным признакам и между ними разжигаются вражда и противоречия. Классовая борьба.

8 апреля 1929 г. вышло Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях», в котором четко выражалась отрицательная политика правительства на религию и Церковь.

«9. Религиозным объединениям воспрещается:

10. создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;

11. оказывать материальную поддержку своим членам;

12. организовывать как специально детские, юношеские, женские, молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь.

В молитвенных зданиях и помещениях могут храниться только книги, необходимые для отправления данного культа.

13. Не допускается преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных и воспитательных заведениях. Такое преподавание может быть допущено исключительно на специальных богословских курсах, открываемых гражданами СССР с особого разрешения Народного комиссариата внутренних дел РСФСР...

14. Район деятельности служителей культа, религиозных проповедников, наставников и т.п. ограничивается местожительством членов обслуживаемого ими религиозного объединения и местонахождением соответствующего молитвенного помещения... <...>

16. Религиозные съезды и избираемые ими исполнительные органы не имеют прав юридического лица и, кроме того не могут: а) устраивать какие бы то ни было центральные кассы для сбора добровольных пожертвований верующих; б) устанавливать какие-либо принудительные сборы; в) обладать культовым имуществом или получать его по договору, или приобретать таковое путем купли, или арендовать помещения для молитвенных собраний; г) заключать какие бы то ни было договоры и сделки».

18 мая 1929 года XIV Съезд Советов принял новую редакцию 4-й статьи Конституции РСФСР:

«В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Таким образом, слова «свобода религиозной пропаганды» были заменены словами: «свобода религиозных исповеданий».

В 1929 году впервые не только служители культа, но и широкие слои рядовых верующих стали рассматриваться как классовые враги со всеми вытекающими отсюда последствиями.

1930 год характеризуется активизацией мировой общественности в защиту прав верующих в СССР. Власти отвечают репрессиями.

1931 год. Выход в свет № 1 Журнала Московской Патриархии.

7 марта 1931 года Советы запретили продажу и ввоз Библии в СССР.

15 мая 1932 года объявление «безбожной пятилетки» декретом правительства за подписью Сталина: к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто» на всей территории СССР.

27 июня 1933 года президиум Леноблисполкома постановил запретить колокольный звон в церквях Ленинграда, а через несколько месяцев началась широкомасштабная кампания по снятию и переплавке колоколов с действующих церквей. 9 июля 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом 20 408 килограммов.

Март 1935 года. Массовое выселение из Ленинграда «чуждого элемента».

2. Пастырская деятельность о. Николая Чукова

Ввиду захвата Казанского собора живоцерковниками и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе.

Со 2 апреля того же года заведовал Богословскими курсами центрального района, преподавал апологетику и патристику, разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах. В августе 1925 г. прот. Н.Чуков посетил в Москве митр. Петра, благословившего открытие курсов, и после регистрации 25 сентября 1925 г. утвердившего положение о курсах. прот. Н.Чуков был избран ректором.

25 ноября 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за сочинение «Мессианские представления иудеев по таргуму Иоанафана, сына Узиелова», 4 февраля 1927 г. утвержден Патриаршим Местоблюстителем архиеп. Угличским Серафимом (Самойловичем).

Осенью 1927 г. участвовал в организации Временного Ленинградского епархиального совета, и с ноября того же года вошел в его состав.8 июня 1930 года прот. Николай Чуков был арестован по обвинению группы лиц, «занимающихся контрреволюционной деятельностью в составе подпольной монархической организации, называющейся "Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России"»( Академическое дело 1929-1931 гг. Вып. 1. Дело по обвинению академика С.Ф. Платонова. СПб. 1993. С. V-IХ, С. 254 )

Больше года о. Николай находился в тюрьме. 10 июня 1931 года штатный практикант 4 отделения СПОСОУПП ОГПУ в ЛВО Дембицкий постановил: «Следственный материал в отношении перечисленных лиц из настоящего дела выделить, производство прекратить и сдать в архив. Подписи, отобранные у всех о невыезде из Ленинграда аннулировать. Личную переписку, изъятую при обыске, вернуть».

11 июня о. Николай пришел в Николо-Богоявленский собор. «Рано утром, перед обедней, вдруг входит настоятель после полугодового [так в тексте, в дейст.: с 8.06.1930 по 11.06.1931, - прот. В.С.] ареста (ночью выпустили). Что делалось - народ к нему кинулся; целовали руки, рясу, плакали. А он, надев епитрахиль, все такой же аккуратный, сдержанный, вежливый, отслужил молебен перед иконой святителя Николая и начал Литургию»( Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925-1941. Париж. 1977. С. 212.)

10 марта 1935 года о. Николаю Чукову, постановлением особого совещания при НКВД СССР от 29 марта 1935 года, «как социально опасному элементу, определена ссылка в Саратов сроком на пять лет вместе с женой Чуковой Валентиной Дмитриевной, 1879 г.р.».

10 апреля 1935 года, согласно прошения, за выбытием из Ленинграда, резолюцией Преосвященного Алексия, митрополита Ленинградского, прот. Николай Чуков уволен за штат.

3. Апологетическая деятельность о. Николая Чукова

С 1927 по 1932 г. о. Николаем проведены в Николо-Богоявленском соборе около 600 апологетических бесед. Они сохранились в рукописях, хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии, более 2, 5 тыс. страниц.

- Апологетические беседы об основных истинах христианства.. Сотериология. . Ч. 2. .Произнесены в Ленинградском Никольском соборе в 1927-1928 гг. Рукопись. Саратов. 1940;

-Апологетические беседы об основных истинах христианства. Ч. III. Христология. Произнесены в Ленинградском Никольском соборе в 1924-1928 гг. Рукопись. Саратов. 1940;

- Апологетические беседы об основных истинах христианства. Ч. IV. Бог - Освятитель. Средства освящения. Бог -мздовоздаятель. Произнесены в Ленинградском Никольском соборе в 1921-1932 гг. Рукопись. Саратов. 1940;

-Жизнь Церкви Христовой в век апостольский. Беседы, произнесенные в Ленинградском Никольском соборе в 1932-1936 гг. Рукопись. Саратов. 1940. Христианское учение о нравственности. Беседы в Ленинградском Никольском соборе, произнесенные в 1925-1932 гг. Рукопись. Саратов

4. Церковная позиция о. Николая всегда состояла в желании мирным спокойным путем урегулировать существующие проблемы. Характерна в этом плане его запись в дневнике 19 октября 1924 года:

«Сейчас заходил ко мне новопоставленный еп[ископ] Иларион (Вельский), назначенный в Каргополь. Посвящен в Покров, 1 октября, в Москве, в Покровском монастыре. Я сказал ему, что радуюсь, считаю, что рано получил он сан. Но, раз воля Божия совершилась, надо ему чистотою жизни заслужить должное к себе отношение. Спрашивал он у меня разных советов, как приехать, куда явиться, как начать дело и т.п. Советовал ему возможно скромнее себя держать, приехать тихо, зарегистрироваться, побывать и познакомиться с председателем исполкома, ГПУ, предъявить назначение, попросить указаний; причислиться к Церкви, не назначая особой встречи, в субботний день начать служение со всенощной с обычным словом и т.д.» (Чуков Н.К., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. // Минувшее. Исторический альманах. [Вып.] 15. М.-СПб. 1994. С. 584.).

Не противопоставление, а сопоставление, не противостояние, а поиск выхода из нравственного и духовного тупика, в котором оказалось в то время российского общества - вот тот жизненный принцип православного священнослужителя прот. Николая Чукова. Он очень хорошо чувствовал боль православных верующих, но он как прекрасный аналитик видел и знал болезни всего общества. Он видел масштабность болезни и во времени, и в пространстве. Всю серьезность и опасность он учитывал при любом своем действии. Он знал не только диагноз, он знал и методы лечения этой болезни. Первым в ряду методов лечения - просвещение, своевременное информирование людей, беседы, обсуждения, поиск уравновешенных решений. Он стремился конкретным словом и делом свидетельствовать о православии и его месте в обществе.

(Проф. прот. Владимир Сорокин. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. 2005).



Все новости
Обсуждение сообщений: 0


19.08.17
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 21— 27 августа
18.08.17
Публикация биографий из Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России
17.08.17
Биографии из Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России
17.08.17
Завершился летний лагерь Витязей и продолжилось строительство дома для персонала
15.08.17
Репортаж телеканала Санкт-Петербург о празднике Медовый Спас в Князь-Владимирском соборе
15.08.17
Видеоролик телеканала Союз о Божественной литургии в храме сщмч. Вениамина Митрополита Петроградского. которую возглавил настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин
14.08.17
В праздник Медового Спаса в Князь-Владимирском соборе состоялась встреча настоятеля протоиерея Владимира Сорокина с Героями Социалистического Труда
12.08.17
В Князь-Владимирском соборе торжественно поздравили с Днем Ангела клирика собора иерея Максим Косых
12.08.17
ЛИКИ СИНОДИКА, 13 августа. Статья настоятеля Князь-Владимирского собора проф., прот. Владимира Сорокина, посвященная сщмч. Вениамину, Митрополиту Петроградскому, и иже с ним убиенным прмч. Сергию Шеину и мчч. Юрию Новицкому и Иоанну Ковшарову
12.08.17
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 14 — 20 августа


    Адрес: Россия, 198197, Санкт-Петербург,
      ул.Блохина, д.26.Тел: (812) 233-68-56
webmaster:
© 2007 Сайт создан в А25
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Санкт-Петербургский церковный вестник 'Вода Живая' Домовый храм преподобного Макария Египетского Горного университета'
AMCMS
Работает на: Amiro CMS